my account

login password

Лабиринты

По страницам книги Уильяма Пола Янга «Хижина» (The Shack)

Истина оказалась у каждого в собственной голове.

Идеал объективной истины исчез...

Френсис Шейфер,

«Как же нам теперь жить?»

Продолжение. Начало читайте в предыдущих номерах.

Создавая образ несчастного Мака с больной душой, и описывая историю его внутреннего исцеления, Пол Янг, по всей вероятности, вспоминал и о своем мрачном детстве, отравившем ему душу и сформировавшем искаженное представление о Боге. Вспоминал он об оскорблениях со стороны своего отца, о нелегкой жизни среди примитивного племени Дани (оккультистов и каннибалов Новой Гвинеи), о сексуальном насилии со стороны туземцев, о развращении со стороны старших учеников школы-интерната для детей миссионеров. Возможно, что не раз он с болью в сердце вспоминал и о своей измене жене, и о визитах к психотерапевтам (в книге – много психотерапевтических идей)...

В благодарностях - автор «Хижины» выражает искреннюю признательность «клану Уорренов» (который насчитывает сейчас уже сто человек), своим родителям и другим семьям, которые помогали его жене, Ким, вытащить его «с темной стороны». И свою книгу Пол Янг посвятит, «во-первых: Ким, моей Возлюбленной, благодарю тебя за то, что спасла мне жизнь», и только, «во-вторых: «...всем нам, блуждающим во тьме, кто верует в Любовь». Возможно именно поэтому, жена главного героя «Хижины» (Нэн) – предстанет пред читателями почти в идеальном образе, здравый смысл присутствует в ней абсолютно «естественно», она обладает «глубиной веры», «она особенная», она «не позволяет развалиться семейному очагу», она родила «невероятно красивых детей», «красота Нэн осталась при ней». «Многим обязан автор «Хижины» своей жене, простившей ему супружескую измену, сохранившей семью и отца для детей, и, как он сам признается в начале книги – спасшей ему жизнь... Так кто же спас Пола Янга, кто вытащил его «с темной стороны»? Бог «Хижины» и ее новые парадигмы мироустроения, или же, все-таки - Бог Библии, жена, друзья, родители?» - так думал доктор-миссионер, такие мысли посещали его при чтении «Хижины».

ХИЖИНА И ДУХОВНЫЙ СЮРРЕАЛИЗМ

«Дерзновенны наши речи, но на смерть осуждены...» (Дмитрий Мережковский). В центре мироздания стоит Бог – не мы, человек же смертный – должен о себе «думать скромно» (Рим.12:3). Окунаясь в «Хижину», миссионер вдруг ясно понял, что используя его искренние чувства к «слезинке» невинного ребенка, ему ненавязчиво предлагают выбор - между учением Библии, и странно-туманными идеями автора «Хижины», излагающего свои собственные взгляды на вопросы бытия и спасения человека. «Хижина» - это хорошо продуманный бренд, «аберрация веры», поданная наивным душам в красивой упаковке. Это - искаженная библейская теология христианства, завернутая в привлекательный триллер? «А кто говорил что-нибудь о христианах? Я не христианин...», - провозгласит Папа «Хижины». «Кто сей помрачающий Провидение, ничего не разумея?» (Иов.42:3). Кем же станут дети, если они прочитают и искренне впитают идеи «Хижины»?

«Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения» (Фома Кемпийский). Апостол Иоанн, сосланный на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9-17) – «был в духе», и увидел Сына Божьего, облеченного в одежду первосвященника и «опоясанного золотым поясом». И голос Божий он услышал, «как шум вод многих», и от величия такого славного видения - «пал к ногам Его, как мертвый» (Откр.1:17). В фантастических же грезах Макензи, описанных в «Хижине» – Иисус «явится» совершенно по-другому. Он одевается «словно рабочий», «его джинсы... покрыты слоем опилок, а рукава клетчатой рубашки закатаны...». «Простота и чистота наслаждения развивающейся дружбы», - эти слова Иисуса «Хижины» будут очень близки Маку. Никаких схем и ритуалов, никакой борьбы с искушениями и страстями, никакого воздержания, только взаимоотношения, приносящие наслаждения! Бог «Хижины» только любит, и не гневается ни на кого - даже на самых отъявленных маньяков, и не наказывает нас грешных - только исцеляет и «готов идти по любой дороге, чтобы отыскать тебя»... и спасти всех... и «не отправить на вечные мучения». «Никаких обязательных ритуалов, Мак...». И Мак не склонится перед таким «Богом» на колени...

Доктор-миссионер продвигался в глубь «Хижины»... И чем дальше он продвигался по лабиринтам бестселлера, тем труднее ему становилось преодолевать этот путь. Он уже давно понял, что читает не просто увлекательную комбинацию детектива-притчи. Нет, эта «прелестная» аллегория совершенно по-либеральному являет Бога современной культуре. И «внутреннее исцеление» в «Хижине» - так похоже на многообразные психологические теории светского гуманизма (которые, кстати, временно многим помогают). Путешествие по страницам «Хижины» вдруг начало вызывать в душе миссионера не только сокрушение сердца и жалость к страждущим, но и тревогу. Его дух встревожился, и он буквально физически испытал внутреннюю боль и страх за души тех, кто наивно впитает в себя духовный сюрреализм автора, и забыв о Библии и здравом смысле - попытается реализовать в практической жизни утопические, неопределенно-размытые идеи «Хижины». Миссионер все еще силился увидеть и почувствовать в книге тот образ Бога, Христа и церкви, так близкий его душе, и полученный при чтении Библии. Он вспоминал благодатные действия и водительство Святого Духа на миссионерских полях и... в тюремных камерах, в которых он провел не один год. Находясь в эпицентре зла, неся служения «там, где престол сатаны» - он не раз слышал голос Божий лично, и не раз видел воскрешение духовно мертвых пред алтарем церкви...

Есть тайны – ведомые одному Богу... История полна примеров жизненных трагедий («хижин»), описанных Полом Янгом. Но история оставила нам и массу чудесных свидетельств внутреннего исцеления - благодаря простой проповеди Евангелия и достойной подражания жизни «облака свидетелей» христиан, многие из которых - «замучены были» до смерти! «Господь милостив, и истинные церкви принимают в свое лоно кающихся и отверженных. И поныне, по всему лицу земли, заблудшие овцы обретают Пастыря и Отца, принимая как дар Божий - чистоту души первозданную и Святого Духа в сердце свое, омытое Кровью Агнца. Так было всегда, и так будет до дня Его славного пришествия! Восхищаемая церковь – будет!», - так думал доктор-миссионер, такой восторг посещал его сердце, когда он вспоминал о действиях Божьих в истории христианской церкви. Да, он жалел и мальчика-подростка «Хижины» и его мать, плакал он, сопереживая мукам отца, потерявшего любимую дочь. Радовался вместе с ним, когда во сне или грезах своих душевных. Сопереживал он и Полу Янгу, прожившему такую трудную жизнь...

«Но, почему же, так жалея «раны своего сердца» и трепетно лелея свой «синдром мученичества», мы порой с иронией и нескрываемым сарказмом высмеиваем и осуждаем немощных в вере, раны и боль других – «религиозников», «традиционалистов», и ... их «дребедень»? «Каждый сетуй на свои грехи», и благо, что Господь милостив, что принимает покаяние. Но, почему же, говоря о грехах и преступлениях личной жизни, человек смертный склонен оперировать такими понятиями, как «ошибка», «собственное горе», «сломанные мечты», «искалеченная душа», «хижина», «пустота»... но только не грех, не предательство, не измена?

Да, это правда, что Бога можно встретить везде, и в хижине - и во дворце, и под землей, и в космосе. Но, по всей вероятности, не следует исключать и церковь, идеализируя некую абстрактную лачугу или инкаунтер в глуши. Неразумно уничижать спасительную роль церкви поместной, простых проповедников, священников, наставников, миссионерских организаций и проектов, здравых духовных институтов и семинарий... И где же, эта «хижина», для каждого конкретного человека-грешника-страдальца? Кто укажет к ней дорогу, и кто отправит спасительное письмо /весть от Папы - миллионам грешников? Не потому ли, Господь и создал Церковь Свою спасительную, не потому ли и посылает учеников Своих в мир проповедовать конкретно-ясные истины Евангелия?» - так думал доктор-миссионер, такие грустные мысли посещали его душу...

Потрясает смирение русского писателя Достоевского перед Господом, осознавая грехи свои («хижину») – спешил в церковь, преклонялся пред учением Евангелия и Христа. Он также встречал недостойных священников, видел он и недостатки церкви и охлаждение христиан, и возмущался и писал об этом с болью - но никогда... никода не отрекался от святынь ее, и «не за одних невинных, а и за заведомых грешников... за кого некому молиться» - молился...

«Не делай этого, если чувствуешь себя обязанным...», - утверждает Папа «Хижины». Но ведь вера – это не только ортопатия (правильные чувства и эмоции), вера – это также трезвая ортодоксия (правильные убеждения и принципы жизни). Вера есть не только устремление сердца, но и «вызывающая конкретность» (Дэниел Дженкинс). «Мне нет необходимости наказывать людей за грехи... Моя радость исцелить от него», - провозглашает Бог «Хижины». Где-то об этом миссионер уже читал... Ах, да, у того же Достоевского, «Братья Карамазовы». Великий Инквизитор из знаменитой легенды русского классика, являясь представителем титанического богоборчества, и задавшись целью «исправить подвиг» Христа, провозгласил: «Мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, о, они будут любить нас, как дети, за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен». Таковы были планы управления Великого Инквизитора темно-простодушным народом. Никакого наказания, никакого суда над грешниками, ведь миром управляет Любовь – утверждает «Хижина». А как же быть с чашами гнева Всевышнего и Его справедливыми судами, описанными в Библии?

Кто-то сказал, что последнее пророчество Инквизитора, многократно исполнившееся в истории - это ослепление народа, толпы... Современный мир растлевается нравственно, беззаконие умножается, «похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская» царствуют в культуре массово, никакого страха перед Богом и Вечностью, только исступленный восторг... Упоминание об аде, об озере огненном, и о «вине ярости Божьей» (Откр.14:10) – не привлекает сегодня миллионы. И Библия для многих – не популярна в наши дни, ведь она говорит об узком пути и тесных вратах, а это сегодня не в моде. К сожалению, так устроен человек смертный - ему нравится, когда льстят слуху и делают комплименты, и он, порой, «затыкает уши» и «скрежещет зубами» (Деян.7:54), когда слышит обличительный голос Святого Духа...

А ведь Господь Бог не только благословляет боящихся Его, но и предостерегает от проклятий беззаконников: «Пошлет Господь Бог на тебя проклятие, смятение и несчастие... Поразит тебя Господь чахлостию, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною... Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца... И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои» (Втор.28:20-34) - это лишь одно из серъезных Божьих предостережений от проклятий, и не только для древних людей. Да, Бог долготерпелив и многомилостив, но Он есть и «Огонь Поядающий», и возмездие Его с Ним (Откр.22:2). «Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем...» (Пс.2:10-12). Почему же Бог позволяет существовать злу? «Зло «на самом деле не существует» (Both evil and darkness can only be understood in relation to Light and Good; they do not have any actual existence — в русском переводе выделенный курсивом текст пропущен), - заявляет «Хижина».

«Хижина» заставляет думать, переоценивать, размышлять... – это лишь часть аргументов в защиту «смелого» еретизма ее автора. Но и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, и Живая Этика (Агни Йога) Рерихов, и «Роза мира» Д.Андреева, и скандальный «Код Да Винчи» Дэна Брауна, и книги о Гарри Поттере, и многочисленные восточные учения – привлекают своей экзотично-любовной духовностью и заставляют думать, и еще как думать! И Сальвадор Дали – нарисовал «Тайную вечерю», но он изобразил не библейско-исторического Христа, а некую мистическую фигуру «верхнего этажа». И картину «Черный квадрат» (К.Малевича) – обольщенный мир принял, как величайший шедевр... И миллионные доходы приносят эти книги и картины своим авторам, но и миллионы немощных обольщаются... Да, и через горький опыт оккультной зависимости – можно обратиться к Богу за спасением (от страха), но зачем такой ценой? «Макензи! Библия не учит тебя следовать правилам... Главное не правила, а то, что ты чувствуешь» - провозгласит Пол Янг устами Сарайи. Что это – слепой прыжок в область иррационального? Неумеренный поиск чувственных переживаний и наслаждений – такое движение веры сегодня в моде. О подвижничестве и самоотречении – говорят мало. Несомненно, детям, подросткам, молодежи... либералам - жизнь «Хижины» без правил и обязанностей будет по сердцу... Не в этом ли и заключается шумный успех «Хижины», отвечающей поверхностно-потребительским запросам современного человека? Не ученичество с крестом, а некий нарциссизм (самовлюбленность)? Незримая духовная брань – продолжается...

Продолжение следует.

Печатается в сокращенном виде.

Вы можете почитать полную версию

в интернете по адресу

www.proza.ru/avtor/ecology

Иван Лещук, 2011